18 февраля 2021
Информация «Социальный контракт как форма социальной помощи по выходу семьи из бедности»
Информация «Социальный контракт как форма социальной помощи по выходу семьи из бедности»
В целях стимулирования граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации, получения постоянного дохода на территории Иркутской области активно развивается технология оказания государственной социальной помощи - социальный контракт.
Правовые основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным 1 _ категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину-государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Категории граждан, с которыми может быть заключен социальный контракт: малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий.
Условия для заключения социального контракта: если наличие дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, утрата (повреждение) движимого имущества, повреждение жилого помещения, утрата (разрушение) жилого помещения, отсутствие возможности осуществления трудовой или иной приносящей доход деятельности в связи с получением образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета, длительное и (или) дорогостоящее лечение, уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, ребенком- инвалидом, инвалидом I группы и тому подобное)
В 2020 году заключено 1 045 социальных контрактов, что составляет 8,3 % от общего числа граждан, которым назначена государственная социальная помощь. Всего действующих социальных контрактов — 2 338. С учётом всех членов семей социальными контрактами охвачены 9 744 человека.
Средний размер единовременной выплаты, предоставляемой в первый месяц действия социального контракта, составил 43 897,93 руб., средний размер ежемесячной выплаты, предоставляемой со второго месяца действия социального контракта составил 8 335,85 руб., при этом средний срок продолжительности социального контракта - 8 месяцев.
Особое значение данная технология имеет для семей с детьми, 88 % заключенных социальных контрактов приходятся на семьи, имеющие детей, в возрасте до 16 лет.
Основными мероприятиями, направленными на преодоление трудной жизненной ситуации, в рамках исполнения социальных контрактов, являются:
ведение личного подсобного хозяйства (приобретение скота, птицы, пчел, сельскохозяйственной техники, строительство и_ ремонт строений для их содержания) - 70,6 % заключенных социальных контрактов;
приобретение теплиц, посадочного материала, удобрений, специального инвентаря для развития садоводства—7,5 % заключенных социальных контрактов;
изготовление швейных изделий, в том числе: одежды с целью самообеспечения семьи - 8,9 % заключенных социальных контрактов;
поиск работы, прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования - 6,5 % заключенных социальных контрактов;
приобретение инструментов для осуществления любых видов ремонтных работ, изготовления мебели с целью самообеспечения семьи - 3,8 % заключенных социальных контрактов;
осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - 1,8 % заключенных социальных контрактов;
осуществление иных мероприятий — 0,9 % заключенных социальных контрактов.
В 2020 году 34 социальных контракта прекращены до истечения срока действия, а соответственно не могут считаться эффективными. Причинами досрочного прекращения социальных контрактов послужили: невыполнение мероприятий, предусмотренно программой социальной адаптации, добровольный отказ от оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, смерть получателя, переезд на постоянное место жительства за пределы Иркутской области.
В соответствии с Порядком проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 16 декабря 2013 года № 244-мпр, в Иркутской области в 2020 года эффективными признаны 97,8 % оконченных социальных контракта.
В 2021 году оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, установлены приложением 8б к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года№ 2394) (далее - Правила).
В 2021 году на реализацию социальных контрактов (с учетом софинансирования из федерального бюджета) предусмотрено 927,3 млн руб., из них:
средства федерального бюджета - 727,4 млн руб. (79%);
средства областного бюджета- 193,3 млн руб. (21%);
расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг- 6,6 млн руб.
Правилам определены следующие мероприятия для включения в программу социальной адаптации:
1) поиск работы;
2) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
3) ведение личного подсобного хозяйства;
4) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребностей семьи в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Кроме того, Правилами установлены:
предельные сроки, на которые заключаются контракты по мероприятиям; требования к конечному результату социального контракта (заключение гражданином трудового договора в период действия социального контракта; регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контраста; преодоление гражданином (семьей гражданина) трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта;
обязательства гражданина, с которым заключен социальный контракт; обязательства органов социальной защиты населения (прилагается).
Правилами также установлено распределение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта в зависимости от мероприятий:
1) не менее 20% на поиск работы;
2) не менее 10% на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
3) не более 20% на ведение личного подсобного хозяйства;
4) не более 30% на осуществление иных мероприятий.
Прогнозное количество социальных контрактов, необходимое заключить в 2021 году - не менее 5 830.