09.08.2014
Заярская История
МКУК «Историко-Художественный музей им. академика М.К. Янгеля»
Заярская История
9 августа 2014 года наш музей принял участие в праздновании 50-летия со дня вхождения п.Заярск в состав Нижнеилимского района. Сотрудники музея представили вниманию жителей поселка и гостей юбилейной встречи баннерную выставкупо истории освоения Сибири, об Илимском остроге, его архитектуре, археологических исследованиях. Участники праздника увидели много экспонатов, найденных при раскопках в Илимске. Кроме этого, сотрудниками музея были подготовлены стенды по истории Заярска, на которых размещены старинные фотографии, современные цветные снимки, интересная и важная информация из фондов нашего музея. Согласно историческим данным, все грузы доставленные в Заярск по Ангаре, из Иркутска до Илимска, ближайшего населенного пункта того времени, везли автодорожным транспортом, а затем отправляли далее на север и на восток по ангаро-ленскому тракту. Нашим современникам удивительно слышать о том времени, когда к многолюдной пристани Заярска прибывали большие пароходы и баржи, на многопутную станцию приходили большегрузные поезда. Аэродром Заярска принимал пассажиров, прилетавших из Братска. Заярский район соединял две сибирские реки Ангару и Илим. Заярск возник как пристань на правом берегу Ангары, в 539 километрах от Иркутска. Статус поселка получил в 1935 году, когда было начато интенсивное строительство объектов и жилья: возводились причалы, пристани, автобазы.
В поселке базировались геологические партии и экспедиции, отсюда они отправлялись на Коршуниху и в северные районы Иркутской области.
В 1935 году было завершено строительство Ангаро-Ленского тракта. Эта магистраль в условиях активного промышленного освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока имела громадное значение: по ней непрерывным потоком шли машины с оборудованием, одеждой, продуктами питания.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.03.1946 года за счет разукрупнения Братского района был образован Заярский район, в который входили такие старинные поселения, как Большая и Малая Мамырь, Чама, а также деревни Кежма, Святино, Распутина, Лучиха, Мока, Баля, Громы (всего 25 сёл и деревень).
Район поставлял народному хозяйству древесину и сельхозпродукты.
В 1949 году из Братска в Заярск перебазировалось Управление строительства железной дороги участка Вихоревка-Лена, в 1959 году получившая название Ангарстрой.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15.07.1953 годаЗаярский район был упразднен. К этому времени в Заярске имелись – школа механизации сельского хозяйства, мелькомбинат, МТС, кирпичный завод, пристань, железнодорожный вокзал, телеграф, базар, нефтебаза, радиостанция, несколько леспромхозов и ряд других народохозяйственных объектов.
В середине 50-х годов группой археологов, в состав которой входил А.П. Окладников, были найдены захоронения первобытного человека в Заярске, в деревнях Мока, Баля, Громы, Малая Мамырь, относящиеся к эпохе неолита. Раскопки подтвердили, что бассейн Ангары был освоен человеком в глубокой древности.
В 1961 году, накануне ликвидации прибрежной части поселка, в нем проживали свыше 6000 человек.В 1962 году началось затопление ложа Братского водохранилища и все ведущие предприятия и учреждения поселка были перебазированы в другие населенные пункты Иркутской области. Поселок Заярск вошел в состав Нижнеилимского района после произведенной административно-территориальной реорганизации, вызванной строительством Братской ГЭС.
Пристань Заярск была самой крупной перевалочной базой для грузов, направляющихся со всех концов страны через Иркутск по Ангаре с перегрузкой в Заярске на автомобильный транспорт.
Всего за навигацию перевозили 120-130 тысяч тонн, в том числе 25-30 тысяч тонн налива, 15-20 тысяч тонн зерна с пунктов «Заготзерно», расположенных в верховьях Ангары и Оки.
На перевозке грузов из Иркутска и других пристаней было занято 10 пароходов мощностью по 400 л.с. За сутки в Заярск прибывало по 2-3 каравана из 10-13 барж.
В 1947 году железнодорожная магистраль Тайшет-Лена пришла на территорию Заярского района, а с 1949 по 1961 годы на станции Заярск – 1, размещалось Управление железной дороги и АнгарЛАГа (Ангарстроя, в лаг.пунктах которого на начало 1952 года содержались 59981 заключенный).
Жители поселка и гости, участники праздника, вспоминали дни своей молодости, как будто совершили путешествие в прошлое Заярска, узнали много нового из истории Ангарлага, жизни строителей БАМа, железной дороги Тайшет-Лена.
Творческая поездка в поселок Заярск директора музея Р.Г. Рафаэль и заведующей Краеведческим отделом музея О.Р. Очеретько не была просто разовой акцией. В августе и сентябре воспитанники городских садов и школ, жители и гости города смогут увидеть в нашем музее выставку «Заярская история» и услышать рассказ об удивительной истории этого поселка.
Заведующая краеведческим отделом музея О.Р. Очеретько