17 сентября 2021
Рейс В-652. Трагедии в небе Приилимья – 40 лет
Рейс В-652. Трагедии в небе Приилимья – 40 лет
В субботу 18 сентября 1981 года, в 12:13, в 11 км восточнее аэропорта Железногорск на высоте 400 м произошло столкновение Як-40 (борт № 87455) рейса B-652 Иркутск – Железногорск-Илимский и учебно-тренировочного вертолета Ми-8 Братского авиаотряда. Оборвались жизни 40 человек: 29 пассажиров и 4 членов экипажа ЯК-40 и 7 членов двух экипажей Ми-8…
Нет горше трагедии в истории Илима…
Обломки сгоревших воздушных судов разделяли 330 м. Настолько сильным был удар от столкновения, под углом 30-80°, левого крыла Як-40 и несущего винта Ми-8, в результате которого Як-40 потерял крыло, часть фюзеляжа и хвостовое оперение, а Ми-8 – винт, кабину экипажа, оба двигателя и, частично, фюзеляж.
Причинами катастрофы комиссией были признаны: некомпетентность диспетчера-стажера, работавшего лишь с 11 сентября и загрузка его дополнительными функциями диспетчера посадки и дежурного штурмана, нарушение Инструкции по производству полетов, недостаточная радиоосмотрительность и пассивность в обеспечении безопасности полетов экипажа Ми-8. Было признано, что авиакатастрофа не связана с уровнем подготовки экипажей воздушных судов.
Определяющим стал факт повышенной нагрузки на неопытного диспетчера, которому пришлось «вести» сразу 4 воздушных судна – помимо Ми-8, выполнявшего учебный полет по маршруту Братск – Железногорск-Илимский – Братск и борта 87455, в небе находился еще один Як-40, подходивший из Братска, а на земле – Ан-2, освобождавший взлетно-посадочную полосу после посадки.
Шанс избежать катастрофы – БЫЛ! БЫЛО даже ДВА шанса в ту самую последнюю минуту перед столкновением! Как следует из записи переговоров экипажей всех 4-х воздушных судов, в 12:11:52 (за 1 минуту и 8 секунд до столкновения), экипаж борта 87455, «находясь над посадочной прямой, запросил у диспетчера расстояние до аэропорта», однако диспетчер, занятый переговорами с экипажем Ан-2, не посмотрел на экран радиолокатора, иначе бы увидел опасное сближение Як-40 и Ми-8 и предупредил об этом экипажи обоих судов. Ответ диспетчера последовал лишь за 37 секунд до катастрофы, в 12:12:23. Более того, по всей видимости, и в этот раз диспетчер проигнорировал экран радиолокатора, иначе смог бы предупредить!.. Профессионализм экипажа борта 87455, был высоким, – как следует из записи переговоров, командир корабля Ф.А. Коробкин корректно отмечал ошибочность указания диспетчера (в 12:07:12) и выражал озабоченность возможным опасно близким местонахождением Ми-8 (в 12:08:46): «455-й, где вертолет находится?». Каким был ответ диспетчера – установить уже никогда не удастся, по причине отсутствия 1 минуты расшифровки в результате повреждения «черного ящика» Як-40.
Як-40 и крушения… 16 ноября 1979 года близ Вологды рухнул Як-40 с бортовым № 87454 (!), а за 3 недели до трагедии в небе Приилимья, 29 августа 1981 года, в аэропорту Зеи (Амурская область) также разбился Як-40. Крупнейшее в XX веке крушение Як-40 произошло 1 августа 1990 года под Степанакертом (Нагорный Карабах). Самолет, унесший жизни 46 человек, имел бортовой номер … 87453…
Сразу после гибели Як-40 и Ми-8 руководством Нижнеилимского района при деятельной помощи директора КГОКа В.В. Беломоина, задействовавшего большое число трудящихся всех цехов комбината и выделившего транспорт, было организовано оцепление 3-километрового радиуса, внутри которого находились останки жертв трагедии и начато оформление будущего места погребения.
Позже прошли траурные мероприятия, включавшие митинг у Районного Дома культуры на площади, носящей ныне имя В.В. Беломоина, и похороны погибших в авиакатастрофе железногорцев на специально отведенном участке незадолго до этого образованного кладбища.
Диспетчер и сотрудники Братского аэропорта, осуществившие допуск его, не прошедшего нужный объем стажировки, к управлению воздушным движением в Железногорском аэропорту, были осуждены, соответственно, на 14, 10 и 6 лет лишения свободы…
На месте авиакатастрофы уже в наши дни волонтерами из п. Коршуновский и г. Железногорск-Илимский под руководством начальника Нижнеилимского СТК РО ДОСААФ России Н.В. Липатова был установлен памятный знак.
Боль потери близких не утихает никогда. Мы до сих пор скорбим и соболезнуем землякам, потерявшим тогда дорогих своему сердцу людей. Трагедию в нашем небе забыть нельзя…
Д.В. Безгачев, научный сотрудник
Историко-Художественного музея
им. академика М.К. Янгеля