8 февраля 2022
Единая система экстренного вызова
Зачем нужен единый номер?
Многие чрезвычайные ситуации требуют реагирования сразу нескольких служб - объединяет их именно система 112. Принимая сообщение, например, о ДТП на трассе или о пожаре, оператор заполняет так называемую унифицированную карточку информационного обмена, где указывает все сведения о происшествии, одновременно подключаясь к службам скорой медицинской помощи, ГИБДД, пожарным. Сотрудники всех служб видят карточку в режиме онлайн, участвуют в разговоре с заявителем и задают ему вопросы. Оператор системы-112 может отдать приоритет в опросе одной из служб - к примеру, скорой медицинской помощи, если есть раненые: в этом случае медикам важнее получить информацию первыми.
В системе «112» записываются все разговоры, фиксируется телефон, с которого поступил звонок. Оператор может перезвонить и проконтролировать, была ли оказана помощь, узнать дополнительные сведения.
Может ли номер «112» быть занят?
Номер «112» никогда не бывает занят. Можно дозвониться в течение нескольких секунд с любого телефона - стационарного или сотового, даже если в нем нет sim-карты. Если человек оказался вне зоны доступа своего сотового оператора, он все равно дозвонится на номер «112». Можно послать короткое смс- сообщение.
Система «112» функционирует во всех районах Иркутской области - это Центры обработки вызовов единых дежурно-диспетчерских служб. Если на звонок с территории района не отвечают, то он автоматически перенаправляется оператору в центр обработки вызовов Иркутской области в город Иркутск.
Кто такой оператор «112»?
Ежедневно в центрах обработки вызовов в круглосуточном режиме работают операторы «112», все прошли специальную подготовку на базе учебных заведений. В смене Центра обработки вызовов дежурит психолог и переводчик. Главное требование - стрессоустойчивость. Оператор системы 112 должен быть достаточно хладнокровным и в то же время отзывчивым, для успешной работы необходимо найти этот баланс.
Когда необходимо звонить по номеру «112»?
В Иркутской области номер «112» является единым номером вызова служб экстренного реагирования: пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы, антитеррор и службы реагирования в чрезвычайных ситуациях. Соответственно, звонить по номеру «112» необходимо в случае пожара, взрыва, ДТП, реагирование сотрудников полиции, при угрозе теракта, если есть утечка бытового газа или срочно требуется помощь медиков, необходима психологическая помощь. Номер «112» не заменяет существующие номера служб экстренногореагирования, вы также можете звонить по номерам «01», «02», «03», «04» или с сотового телефона- «101», «102», «103», «104».
На какие вопросы нужно ответить, позвонив по номеру «112»?
Необходимо постараться четко и ясно сообщить оператору системы «112» о проблеме, требующей немедленного реагирования.
В зависимости от ситуации оператор задает 5 стандартных вопросов:
Что случилось;
где именно (точный адрес или примерные ориентиры),
есть ли пострадавшие;
обязательно попросят назвать фамилию, имя и отчество;
попросят повторить цифры Вашего телефона. Номер телефона высвечивается автоматически, но оператор все равно обязан проверить эту информацию;
и другую информацию необходимую для оказания Вам необходимой помощи.
На вопросы желательно отвечать четко, детально и не вешать трубку, если оператор просит оставаться на линии. В опасной для жизни ситуации службы экстренного реагирования уже отправятся к месту происшествия, пока оператор еще беседует с позвонившим.
Когда на «112» звонить нельзя?
Операторы отвечают на все звонки, даже если видят, что это звонок без sim-карты, - на тот случай, если человек заблудился в лесу или попал в ДТП на трассе. Нередко в систему поступают ложные вызовы. Во многих телефонах экстренный вызов набирается в автоматическом режиме, если телефон не заблокирован. Бывает, что родители вынимают sim-карту из телефона, дают «игрушку» детям, которые случайно (специально) набирают телефон «112». Детей необходимо научить пользоваться системой «112», но при этом объяснить, что звонить нужно только в экстренных случаях. Ложные звонки, которые на сегодняшний день составляют более 40 % от общего количества вызовов, отвлекают оператора и занимают телефонные линии, которые должны быть свободны для сообщений об экстренных ситуациях.
При ошибочном звонке на «112», надо не вешать трубку, а сообщить оператору, что номер набран случайно. Иначе оператор будет пытаться связаться со звонившим, чтобы узнать не требуется ли ему помощь.
Не надо звонить на «112», чтобы получить справочную информацию, почему телефон не видит «симку», что делать, если забыли пин-код банковской карты, или как проехать в тот или иной город и подобного характера вопросы.
Где работает номер «112»
Номер «112» работает в качестве экстренного во всех странах Европейского Союза с 1991 года. Инициатором его введения выступила Швеция (Австрия, Албания, Андорра, Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Грузия, Израиль, Казахстан, Киргизия, КНР, КНДР, Корея, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Сингапур, Словакия, Славения, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Черногория, Швейцария, Швеция, Эстония). При этом во многих государствах наряду с единым номером сохраняются номера, которые действовали прежде.
А вот номер 911, хорошо знакомый россиянам по западным фильмам и новостным сюжетам, работает только в США и Канаде.