8 июня 2022
Ответственность за нарушения законодательства об исполнительном производстве
Ответственность за нарушения законодательства
об исполнительном производстве
В соответствии со ст.2 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст.5 Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее -
подразделения судебных приставов).
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Статьей 6 Закона предусмотрено, что законные требования судебного пристава- исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В зависимости от того, какие требования были нарушены, лицо, допустившее нарушение, может быть привлечено:
- к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора;
- административной ответственности;
- уголовной ответственности.
При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в своем постановлении устанавливает должнику пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного судебный исполнительский сбор (ч. 1 ст. 105, ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
За неисполнение целого ряда требований виновное лицо (в том числе и не являющееся должником по исполнительному документу) может быть привлечено к административной ответственности.
Судебный пристав-исполнитель вправе возбуждать дела об административных правонарушениях за неисполнение следующих требований:
производства пристав-исполнитель взыскивает
- неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ч.ч. 2, 3 ст. 5.35 КоАП РФ);
- неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 5.35.1 КоАП РФ);
- невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);
- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.8 КоАП РФ);
- незаконное использование слов "судебный пристав", "пристав" и образованных на их основе словосочетаний (ст. 17.8.1 КоАП РФ);
- дачу заведомо ложного показания свидетеля, пояснения специалиста, заключения эксперта или заведомо неправильного перевода при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве (ст. 17.9 КоАП РФ);
- нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 17.14 КоАП РФ);
- неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера (ст. 17.15 КоАП РФ);
- непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);
- непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ);
- уклонение от исполнения административного наказания (ст. 20.25 КоАП РФ). Кроме того, при выявлении признаков состава преступления судебный пристав- исполнитель составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством (ст. ст. 11, 12 Закона об органах принудительного исполнения РФ).
В исполнительном производстве уголовная ответственность наступает в случае:
- злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
- неуплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ);
- совершения незаконных действий в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 3 1 2 УК РФ);
- злостного неисполнения вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствования их исполнению (ст. 3 1 5 УК РФ).
Прокуратура Нижнеилимского района