29.09-2014г. На горе Белый камень Нижнеилимского района воздвигнут еще один памятник в честь событий войны 1941-45гг

29.09-2014г. На горе Белый камень Нижнеилимского района воздвигнут еще один памятник в честь событий войны 1941-45гг

Среди тайн, которые хранит наша тайга, есть несколько, имеющих самое непосредственное отношение к боевым событиям отечественной войны 1941-1945гг.

Дело в том, что именно здесь был проложен воздушный коридор Аляска-Сибирь, с целью перегонки американских самолетов для фронта. Осваивали его советские летчики. Следуя секретным маршрутом, не все экипажи достигли места назначения. Так на территории Нижнеилимского района потерпел крушение бомбардировщик А-20 «Бостон». Место его падения найдено и исследовано поисковиками. На 488 км федеральной трассы илимчанами установлен памятный знак в честь летчиков «Бостона» – Ивана Заломина и Ивана Максимова. Всего на трассе погибли 113 перегонщиков. Трое до сих пор считаются пропавшими без вести на территории Иркутской области. Один из них - заместитель командира эскадрильи 5-го полка перегоночной авиадивизии Григорий Петрович Чуйко, 24 октября 1943 года пилотировал истребитель П-39 «Эйркобра» № 220519, стартовавший из Киренска, и не прибывший в Красноярск.
Предположительно беда приключилась в районе запасного аэродрома трассы в поселке Нижнеилимск. По данным поисковиков, а также по слухам, основой которым, как правило, служат рассказы охотников, возможное место катастрофы —  в окрестностях горы Белый Камень,  расположенной на Ангарском кряже к северу от поселка Заморский (35 км), к югу от поселка Дальний (23 км), общей протяженностью границ около 30 километров, второй по высоте горой Приилимья (870 м). Якобы, в местной тайге некогда были найдены некие предметы, свидетельствующие о происшедшем здесь авиакрушении. Явные и косвенные обстоятельства исчезновения истребителя послужили причиной пристального внимания поисковиков именно к этому месту нашего района, труднодоступному и малопосещаемому даже охотниками из-за сложного рельефа, изобилующего скальными выходами на вершинах сопок и большими останцами причудливых форм.

19 сентября на поиски боевой машины в район предполагаемого падения стартовала поисково-исследовательская экспедиция. Приурочили ее к 70 годовщине Победы, в состав экспедиции вошли члены туристско-краеведческого клуба «Сталкер» (рук. В.В.Тищенко) из Братска, сотрудники поисково-спасательного отряда противопожарной службы МЧС и поисковый отряд Нижнеилимского района. Команду нижнеилимцев составили члены районного турклуба «Кедр», турсекции «Солнечная вертикаль» д/дома «Солнышко»  (рук. Н.В. Липатов) и краеведы Заморской СОШ (рук. А.Н.Киященко).
Большая часть неблизкого пути до цели путешествия пролегала по труднопроходимой таежной дороге. Поиски начали следующим утром. Группе предстояло обследовать квадрат более 4 километров вдоль подножья горы. Чтобы охватить всю территорию выстроились цепью и разбились на группы вооруженные металлоискателями. Каждую сопровождал опытный проводник из состава нижнеилимцев.
Кроме поисков истребителя у группы была еще одна задача – установка памятной стелы на вершине горы «Белый камень».
С самого начала восхождения погода вовсе не благоприятствовала - пошел дождь, затем повалил снег. В некоторых местах подъемы были так круты, что приходилось подниматься с помощью горного снаряжения. Осложняли дорогу бурелом и валежник, коварные камни, обросшие мхом. Затраченные усилия стоили того. Снегопад прекратился и с вершины открылся величественный вид на тайгу и Ангару. Решили – памятник будет здесь. После установки - небольшой митинг и залп из десятка ружей.
Так и появился в Нижнеилимском районе на высоте 875 метров над уровнем моря еще один памятник. Надпись на нем гласит: «Рядом с этой высотой проходила легендарная трасса перегона самолетов в рамках военной помощи от союзников. При перегоне по ней потерпели катастрофу молодые парни — отчаянные пилоты и лучшие представители поколения победителей. Преклони голову и отдай дань памяти минутой молчания, побывавший здесь».
Каковы итоги экспедиции? По словам руководителя Вячеслава Тищенко, в целом она свое назначение оправдала. По результатам исследования местности пришло убеждение, что в этом районе самолет не найти. Если даже предположить, что боевая машина  упала там, она бы просто разбилась вдребезги: скалистый участок, очень много камней. По внешнему виду леса место падения не определить, деревья достаточно молодые. «Прочесав лесной массив, мы для себя сделали вывод, в данном районе самолета нет, заключил Вячеслав Тищенко. - Увы, поисковая работа - дело нескорое, требует терпения, настойчивости. Далее обследуем озеро на реке Кава. Если вновь поиск не даст результатов, экспедиция отправится в так называемый "таежный капкан" реки Мура. Найдем капитана Чуйко — будет стерто последнее белое пятно АЛСИБа на карте Иркутской области».
Участники поискового отряда благодарны главе поселка Заморский А.Н.Киященко и  УКСДМ администрации Нижнеилимского района за предоставленный транспорт и помощь в организации экспедиции.  
Марина ОСЕНКОВА



Начало активности (время):